Процедурный кабинет. |
Регистратура | Статьи автора. |
Чем и кому я могу быть полезен как профессионал? Какую работу нам приходится выполнять? В самом общем виде это – три главных направления: индивидуальная работа, групповая (корпоративная) работа и сотрудничество со СМИ. Немного о секретах мастерства.
Индивидуальная работа. Это диагностика и лечение психических расстройств – от долгосрочного ведения до однократной консультации и экспертной оценки. Плюс оценка психического здоровья. А также вынесение по всему этому экспертных оценок (утрата трудоспособности, профессиональная пригодность). Вдобавок еще и обучение этому других. С чем чаще всего приходится работать? 1.Органическая психическая патология (прежде всего – последствия черепных травм и атеросклеротического поражения головного мозга) различной степени выраженности. 2.Злоупотребление алкоголем и другими дурманящими веществами – от эпизодических эксцессов до осложненной зависимости. 3.Психозы – грубые нарушения отражения окружающего мира и себя с причудливым и необычным поведением, нелепыми высказываниями, психологически непонятными для обычного человека переживаниями (бред и галлюцинации, двигательное или речевое возбуждение). 4.Расстройства настроения – депрессия (печаль) и тревога вне зависимости от происхождения. 5.Неврозы как последствия перенапряжения и травматизации психики, страхи, конфликты и кризисы, недовольство собой, внутрисемейные проблемы и неурядицы, неудачи в любви, утрата близкого человека и другие психические травмы. 6.Психосоматические расстройства – нарушения функций внутренних органов вследствие нервно-психического напряжения (обычно именуются вегето-сосудистой дистонией или соматоформной вегетативной дисфункцией) либо заболевания внутренних органов, в происхождении которых несомненна роль психического компонента (язвенная болезнь, стенокардия, бронхиальная астма и другие). 7.Расстройства сна (бессонница, ночные кошмары, повторяющиеся сновидения). 8.Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия). 9.Врожденные нарушения психического развития (умственная отсталость и другие). Обычно первая встреча длится не менее часа, в дальнейшем (если повторные встречи нужны) их длительность может варьировать. Сначала я пытаюсь уточнить, что беспокоит человека, как он пытался справиться с этим и что из этого вышло, а затем – помочь сформулировать «заказ» ко мне (что конкретно, в какие сроки и каким способом нам предстоит что-либо изменить или улучшить). Это – самая важная и самая сложная вещь (ибо если у человека есть ответ или «рецепт», то вряд ли он обратится за помощью). И в конечном итоге мы работаем либо на результат («хочу то-то и то-то») – при этом я свободен в методах, либо на метод («хочу лечиться гипнозом») – но при этом результат не всегда будет определенным. Высший пилотаж состоит в предоставлении человеку нескольких путей действия, оценке их плюсов и минусов (время, стоимость, трудоемкость выполнения, наиболее вероятный конечный результат). Теперь - о том, когда работа со мной нежелательна и бесполезна. 1.Человек считает, что работа с профессионалами моей специальности – удел людей больных и слабых, а он может справиться со всем сам. Что ж, говорят, некоторым людям удавалось вытащить себя из болота за косичку – глядишь, и у него получится… 2. Человек полагает, что у него все в порядке, а инициаторами являются третьи лица – например, родственники и при этом данных за применение недобровольных мер медицинского характера нет. Разумеется, это не значит, что я не могу проконсультировать самого инициатора по поводу его личных проблем и возможных путей разрешения ситуации. 3.Человек просит единственно правильного прямого совета, лишая себя и выбора и ответственности за него. Сюда же можно отнести просьбы о гадании, снятие порчи, наведение приворота и прочие магические процедуры как единственно приемлемый клиентом стиль работы. 4.Человек хочет добиться без всяких на то усилий каких-либо действий некоего третьего лица или группы лиц. Точно так же я не лечу и не консультирую заочно – ни по электронной почте (за исключением ориентирования на получение помощи и общих рекомендаций), ни по телефону, ни тем паче по фотографии. Реальные проблемы решаются в ходе реального, «живого» общения. 5.Человек интеллектуально ленив, не желает обучаться изменяясь, либо является «профессиональным клиентом», мигрирующим от одного специалиста к другому потому что их страдание настолько уникально, что никто не в силах помочь (нетрудно догадаться, что та же участь будет уготована и мне). В конце концов, можно подвести лошадь к реке, только вот заставить ее насильно напиться более проблематично. Так зачем желать человеку здоровья, счастья, гармонии больше того чего он хочет сам? Достаточно показать что они есть на этом свете. 6.Человек является представителем теневого мира, просьба направлена на сознательное причинение вреда кому-либо. Инструменты. Их можно разделить на две больших группы – диагностические и терапевтические. Привожу краткое описание всего «рабочего чемоданчика». Главным диагностическим инструментом могу назвать структурированное интервью на основе клинико-психопатологического метода - систему вопросов, начинающихся с традиционного «На что пожалуетесь?» или «Что беспокоит в настоящий момент?». При правильном подходе беседа и наблюдение дают до 80% информации о наличии симптомов и проблем, их глубине, вероятном источнике их происхождения и помогают сформировать терапевтический запрос («заказ»). Второй по важности источник – это различные психометрические шкалы и психологические тесты. Могут заполняться как самим клиентом вручную, так и в ходе работы на компьютере либо в процессе диалога (например, оценка памяти). Позволяют измерить субъективные переживания (уровень депрессии, тревоги, нервно-психического истощения) в сумме баллов, что особенно наглядно для периодического использования как критерий эффективности терапии, выявления ведущих черт характера и их выраженности, опознавания комплексов – связанных единым эмоциональным зарядом ассоциаций, вычисления уровня интеллекта. Третий уровень диагностического поиска – это данные лабораторно-инструментальных исследований. Они позволяют объективно уточнить или опровергнуть информацию из первых двух источников и сделать предположение доказательным, то есть клинико-психологически-анатомическим. Так, электроэнцефалограмма может дать нам расшифровку показателей биоэлектрической активности головного мозга, доплерография – выявить особенности его кровоснабжения, эхоэнцефалоскопия – оценить степень внутричерепного давления. Что касается терапевтических инструментов, то их тоже можно разделить на три больших группы (как говаривал некогда Гиппократ – «нож, трава и слово»). Первая группа – это психотропные средства (лекарства) разных классов: нейролептики – для устранения психотической симптоматики (бред, галлюцинации, возбуждение) и таких проявлений, как эмоциональная отгороженность, недостаток волевых побуждений, расстройства процесса мышления; антидепрессанты – для борьбы с депрессией; транквилизаторы – противотревожные средства; нормотимики – препараты, способные купировать «виражи» настроения и обладающие антиэпилептической активностью; гипнотики – снотворные средства; ноотропы – вещества, способные улучшать память, внимание, работоспособность и некоторые другие классы лекарств. Современные лекарственные средства способны быстро и практически без побочных эффектов устранять дискомфортные душевные ощущения, открывая тем самым простор для другого важного инструмента, имя которому – психотерапия. Не следует отождествлять ее с парапсихологией или шарлатанством (как и лекарства – с «желтым домом» и «хроническим сумасшествием»). Просто психотерапия – это способ устранения симптомов и решения проблем в ходе психологического взаимодействия специалиста и клиента, или «искусство полезного разговора». Существует несколько сотен видов психотерапии, и здесь важно понять два момента. Во-первых, каждая методика имеет свои оптимальные «мишени» приложения, а в других случаях она будет бесполезна или даже вредна. Ведь молоток идеален для забивания гвоздей, но бить им по пальцам крайне нежелательно. Или же можно, но глупо поить алкоголика французскими духами – хватит и настойки боярышника. Еще бессмысленнее топить печку денежными купюрами. Во-вторых, как вытекает из «заказа» клиента, мы можем работать либо на метод, либо на результат – третьего не дано. Если клиент хочет только гипноз (или только антидепрессанты) – я не могу быть уверенным в сроках наступления желаемого результата, а иногда – и в возможности его достижения. Если клиентом ставится конкретная цель как конечный результат – значит, я свободен в выборе методов для ее достижения. Теперь - основные виды психотерапии в повседневной работе. Рациональная психотерапия – поиск пробелов и искажений в логике и их исправление (вопросы, переубеждение, примеры и метафоры). Аналитическая терапия (от классического психоанализа и толкования сновидений до транзактного анализа) – исследование влияния бессознательной сферы на сознательные поступки, роли воспитания и раннего детства на зрелую жизнь, повторяющиеся стереотипы поведения («сценарии» и «игры»). Гештальт-терапия - исследование внимания к чувствам в данный момент времени («прошлого уже нет, будущее еще не наступило»). Когнитивно-поведенческая терапия –трактовка поведения с точки зрения здравого смысла и его изменение путем моделирования, поощрения и наказания (в психологическом смысле). Гипноз – лечение посредством внушения. Используется как классический медицинский, так и эриксонианский (по имени автора) гипноз, а также обучение аутотренингу – навыкам самовнушения. Телесно-ориентированная терапия – на первый взгляд напоминает то ли лечебную гимнастику, то ли массаж, направленный на психическую составляющую. Позволяет подружиться с собственным телом и регулировать с его помощью душевное состояние. Терапия творческим самовыражением – в активном виде (арт-терапия), с отображением переживаний в изобразительном искусстве или пластике, либо в пассивном (эстетотерапия), когда «прописывают» определенные книги, музыкальные произведения или фильмы с целительными намерениями. Иррациональные техники на основе духовных практик (медитативные, пластические, речевые). Быстро вводят в состояние «здесь и сейчас», прекращают внутренний диалог. Разумеется, в повседневной работе случается использовать и другие методики, подсказываемые конкретным случаем и совместным с клиентом творчеством. И, наконец, третья группа методов не отличается от тех, которые используют и доктора других специальностей. Это – меры по оптимизации режима (труд – отдых, сон – бодрствование, активность – покой), рекомендации по соблюдению диеты, санаторно-курортное лечение. Групповая (корпоративная) работа. Проводится в рамках парадигмы психиатрии и сопредельных специальностей (психотерапия, наркология, клиническая психология, эпидемиология, социальная гигиена). В качестве внедрения по специальности можно привести пример организации мер психогигиены и психопрофилактики в производственном коллективе, по борьбе с наркотизмом в учебном заведении, по формам внедрения – обучение персонала фирмы эриксонианскому гипнозу с целью увеличения объема продаж либо педагогов ранней диагностике психических отклонений (см. страницу электронной аптеки). Технологический цикл может включать следующие этапы: 1. Выбор заказчиком нужных технологий либо по специальности, либо по формам внедрения с составлением заявки и направлением ее по электронной почте. 2. Проведение переговоров после получения заявки, в ходе которых уточняются пожелания, разрабатываются (если необходимо) индивидуальные особенности выбранных технологий или их пакета, утверждаются сроки исполнения, составляется смета, при необходимости готовится проект договора. 3. После достижения консенсуса на переговорах, заключения договора (если необходимо) происходит исполнение договорных обязательств по утвержденному плану. 4. По завершении цикла внедрения возможно взаимодействие в режиме консультирования и сопровождения технологии. При этом могут использоваться различные элементы (технические приемы) внедренческого проекта следующим разделам: «Теоретическое обоснование» – создание научно-теоретической основы обоснования для внедрения технологии. Может включать в себя: - текстовое описание функционирования новой технологии (теоретическую модель) с описанием прогноза внедрения (качественным и количественным); - изготовление методических рекомендаций как практического руководства для организаторов и специалистов; - проведение эпидемиологического анализа и разработка эпидемиологического прогноза для оценки перспективы потребности во введении технологии; - подготовка литературного обзора посвященного технологии по данным отечественных и зарубежных источников, анализ сходного опыта в России и за рубежом; «Обучение» – подготовка специалистов, необходимая для внедрения технологии. Осуществляется в следующих формах: - семинар (от 8 до 24ч) – точечная образовательная программа; - тренинг (от 8 до 24ч) – практическая отработка профессиональных навыков; - обучающая супервизия – консультация в ходе практической деятельности, с ведением аудио-и видео-протоколов; - репетиторство – профессиональная деятельность на рабочем месте на фоне пролонгированного научно-практического консультирования. «Администрирование» – создание управленческих условий для внедрения технологии, например: - разработка внутреннего положения с созданием проекта внутреннего методического документа необходимого для осуществления деятельности при внедрении технологии, а также должностных инструкций; - проект приказа – создание нормативного документа для осуществления деятельности в рамках внедренной технологии; - подготовка презентации (текстовой, мультимедийной); - мозговой штурм – поиск ресурса на тему внешней и внутренней поддержки, расстановки приоритетов в реализации технологии. «Консалтинг» – мероприятия направленные на создание необходимых организационных, кадровых и других технологических условий, в частности: - экспертиза качества – оценка результативности деятельности до и после внедрения новой технологии; - создание рабочей группы – подбор и расстановка кадров, выявление лидеров и креативного ядра, отработка групповой слаженности, разработка планов профессионального развития (в рамках отдельного соглашения по целям и персоналиям как приложение к договору); - деловая игра – активная форма обучения в игровом контексте с проверкой развитости требуемы профессией навыков и качеств (отдельное соглашение по целям и персоналиям, форме проведения как приложение к договору); - сопровождение на рабочем месте (внедрение сотрудника или группы сотрудников, внешнее управление); - разработка и оснащение рабочего места и корректировка имиджа сотрудников (привлекаются соисполнители) - разработка рекламной стратегии и линии работы со СМИ, в том числе с привлечением соисполнителей и готовых материалов (привлекаются соисполнители). Сотруднич |